Священная роща ( заповедная роща; дубрава) – небольшой, близкий к Жиль лиственный (нехвойный) Заповедный лесок , у многих древних народов считавшийся особо священным местом для отправления обрядов культа ; предшественник Храмов [1] . Священные рощи служили первыми местами убежище . [2]
Священные рощи и деревья
В эпоху, когда богослужение совершалось преимущественно под открытым небом, рощи являлись обычными местами, где воздвигались жертвенники и ставились идолы и мацебы [en] . Но и позже, когда богослужение отправлялось уже в закрытых помещения (храмах), Священные рощи или отдельные деревья являлись принадлежностью Святилище . [1]
Близкое отношение деревьев к культа выражалось уже в том, что каждый бог имел своё определённо дерево в качество своего символа; так, богиня Иштар была присвоена пальма , бог Таммуз-Адониса имел своим символом гранатовое дерево , a высший бог Баал (= Зевс ) – дуб . Культ священных деревьев был особенно распространён y финикиян и хананеян , a от них перешёл к Греко и др. [1]
В ВАВИЛОНСКОЙ мифе о Гильгамеше Кедровая роща – Жилище богов и Святилище богини Иннин ( Иштар ; таблицы II и V). Главным центром древесного культа в Вавилонии служил Приморский город Эриду (ныне холм Абу-Шахрейн), известный уже в древнейшую эпоху истории Вавилонии своим священным деревом Кишкану. Другим центром были Сузы (Библейские Шушан), столица Элама , позже Персии, с их знаменитым священным рощей, недоступная для непосвящённых и служившей Святилище бога Шушинака . В Берите была известна священная роща Эшмуна . Богиня Астарта, Д культ которой деревья играли выдающуюся роль, было посвящен несколько Храмов на Кипр . Впоследствии, наряд с культом настоящих деревьев, появляются символические – Священные столбы, называвшиеся также ашерами (по имени богини Ашер ). [3]
В Библии
При завоевании Палестина израильтянам заимствовали данный культ y аборигенов страны ( Суд. 3: 7 и др.). Под Сихемом находился «дуб прорицатель» (אלון מורה – Быт. 12: 6 ), или «дуб волшебников» (אלומ מעוננים – Суд. 9:37 ); там же, в Святилище Господня, стоял дуб ( Нав. 24: 25-26 ). В Хевроне имелась « дубрава Мамре », в Беер-Шебе (слав. Вирсавия) рос тамариск (אשל), посаженный ещё Авраамом : « Авраам насадил при Вирсавии рощу, и призвал там имя Господа, Бога вечного»( Быт. 21:33 ). Пророчица Девора твори суд под пальмой ( Суд. 4: 5 ). Саул также разбирал дела, находясь под гранатовым деревом и тамариск ( 1Цар. 14: 2 ; 22: 6 ); под тамариск же в Ябеше были погребены останки этого царя и его сыновей ( 1Цар. 31:13 ). [1]
Высказывались гипотезы, что само слово «אלון» или «אלה», означающее дуб, будто происходит от «אל» – Бог. Но встречающиеся формы «Аллон» и «Алла», a также Родственное арамейском слово «Илан» (אילן), означающее дерево вообще, говорят против этой этимологии. В Библии « приносить жертвы под зеленеющим деревом » идентична с идолопоклонством ( Втор. 12: 2 ; Иер. 2:20 и др.), И Моисеев закон это строго запрещал. [1]
Весьма распространённым обычаем было погребать тела под деревьями ( Быт. 35: 8 , 1Цар. 31:13 ) [4] .
Древний Рим
Дубовая роща на Капитолийском Холме в долине между крепостью ( Arx ) и Капитолием , согласна предания, была УБЕЖИЩЕ, устроенным уже Ромул для Увеличение население только что построенного Рима. Но её значение скоро утратилось, так как это священная место мало-помалу было так обстроен, что никто не мог туда проникнуть. [2]
В древнеримской культуре Священные рощи именовались «nemora» или «luci» [5] .
«Feroniae lucus» – называлась роща богини Феронии при Капене в Этрурии в горы Соракта [en] (к Северу от Рима ~ 40 км; ныне Монте-Орест [6] [7] ), где бывала многолюдная ярмарка. Вторая роща Феронии, с Источник, находилась, по Свидетельство Горацио , поблизости Анксура . [8]
«Marīcae lucus» (Μαρίκας ἄλσος) – роща, которая была посвящена древнеиталийской Нимфа Марике , между Минтурнами и морем, из которой нельзя было брать обратно то, что раз в неё было внесено. При ней было озеро Palus Maricae, куда вливалась река Лирис . [9]
Лаверна – богиня-покровительница воров в Риме – имела священная рощу в via Salaria [10] .
См. также
- Друид
Примечания
- ↑ Перейти к:1 2 3 4 5 рощи и Священные деревья // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . – СПб. , 1908-1913.
- ↑ Перейти к:1 2 Asulum // Реальный словарь КЛАССИЧЕСКИХ древностей : По Ф. Любкеру : [… Русский перевод обширного немецкого Сборник: Fruiedrich Lubker’s «Reallexicon des klassischen Alterthums für Gymnasien»] / Под редакция ЧЛЕНОВ ОБЩЕСТВО классической филологии и педагогики Ф . Гельбке , Л. Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . – СПб. : Общество классической филологии и педагогики, 1885. – тысяча пятьсот пятьдесят два с.
- ↑ Древопоклонение // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . – СПб. , 1908-1913.
- ↑ Роща // Библейская энциклопедия архимандрита Никифор . – М. , 1891-1892.
- ↑ Templum // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. И 4 доп.). – СПб. , 1890-1907.
- ↑ Соракта // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. – СПб. , 1907-1909.
- ↑ Обнорский Н. П. Соракта // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. И 4 доп.). – СПб. , 1890-1907.
- ↑ Feroniae lucus // Реальный словарь КЛАССИЧЕСКИХ древностей : По Ф. Любкеру : [… Русский перевод обширного немецкого Сборник: Fruiedrich Lubker’s «Reallexicon des klassischen Alterthums für Gymnasien»] / Под редакция ЧЛЕНОВ ОБЩЕСТВО классической филологии и педагогики Ф. Гельбке , Л . Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . – СПб. : Общество классической филологии и педагогики, 1885. – тысяча пятьсот пятьдесят два с.
- ↑ Maricae lucus // Реальный словарь КЛАССИЧЕСКИХ древностей : По Ф. Любкеру : [… Русский перевод обширного немецкого Сборник: Fruiedrich Lubker’s «Reallexicon des klassischen Alterthums für Gymnasien»] / Под редакция ЧЛЕНОВ ОБЩЕСТВО классической филологии и педагогики Ф. Гельбке , Л . Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . – СПб. : Общество классической филологии и педагогики, 1885. – тысяча пятьсот пятьдесят два с.
- ↑ Лаверна // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. И 4 доп.). – СПб. , 1890-1907.