Лесной домик


Лесной домик (лесная избушка ) – сезонное жильё во время деятельности в леса вне поселения: в лесной дорог и охотничьих троп ( Охотничий домик ), на дальних промыслах ( промысловая избушка ) и сенокосах . Такие же строения ставили на протяжении длинных дорог и у начала водных путей. Помимо основного назначения, лесные домики использовались как ориентир. 

На Русском севере такая избушканазывалась едома , кушня ( Архангельская область ), зимовка (Костромская область ), в Сибири – зимовье , зимовьё , балаган , путика [1] : 338-339 , д Карпатах – колыба [2] .

Охотничья избушка ставили в дальней части тропы, так что она обычно располагалась в Верховье ручья, на водоразделе . Иногда одна семья ставила несколько избушек на расстоянии одного дня пути друг от друга. Иногда одной Избушка Владели несколько Семее. Промысловые избушки поморов располагались на берегу моря или озера в местах сезонного Ловати. Охотничий домик символизировал право его хозяина на ближайшую часть леса. Тем не менее, обычно домиком для ночёвки мог воспользоваться любой. [1] : 338-340

По сравнением с постоянным Жиль, лесные домики имеют более примитивную конструкция: обычно небольшие, размером с баню , иногда полуземлянки , с печь по-чёрная или даже открытым очагом в центре строения, вдоль дальней от входа стены располагались нары . Избушка могла быть совсем маленькой, так что в неё можно было только заползти, чтобы поспать. В больших Избушка часто ставили клетку – амбар для хранения припасов. [1] : 338-339 Знатные особы строили себе целые охотничьи Дворцы .

В русских поверьях лесная избушка считалась владением Лесная духов , поэтому принято было просить у них разрешения войти в неё и переночевать, иначе нечистая сила могла обидеться и выгнать человека. Ходили былички и о том, как нежить приходила в гости в лесные домики. Впрочем, известны случаи, когда слухи о нечисти распускал сам хозяин избушки, чтобы отпугнуть от неё других. [1] : 340-348

Примечания

  1. ↑ Перейти к:4 Щепанская Т. Б. Глава 8. Дом у дороги // Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX-XX вв. . – Индрик , 2003. – С. 338-348. – 527 с. – ( традиционно духовная культура славян . Современные исследования). – ISBN 5-85759-176-7 .
  2. ↑ Бломквист Е. Э. Крестьянские постройки русских, Украинцева и белорусов (поселения, Жилище и хозяйственные строения) // Восточнославянский Этнографический сборник / отв. ред. С. А. Токарев . – М .: Издательство АН СССР, 1956. – (Труды института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Новая серия, том XXXI). – 806 с. – С. 73-74.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *